Индексация зарплат учителей в России

Выплаты

Индексация заработной платы учителям в 2022 году – один из проектов, который ожидался работниками образовательной сферы уже давно. То, что оклад поднимут – способ не только улучшить жизнь педагогов, но также и сделать профессию более популярной среди молодежи. Таким образом, запланированное повышение и, в итоге, увеличенная зарплата учителям в 2022 году (последние новости из Госдумы сегодня) – это то, о чем сейчас идет много споров. И вопрос не столько в целесообразности предлагаемых изменений. Главное, что волнует работников образовательной сферы – прибавят ли зарплату, когда учителям уже станут платить по-новому и каким образом будет происходить расчет ожидаемого вознаграждения за труд, так как Единая тарифная сетка уже подтвердила собственную малую эффективность.

Особенности новой системы оплаты труда учителям

НСОТ, в расшифровке – новая система оплаты труда, еще на практике полностью не опробована и поэтому требуется тщательно рассмотреть ее особенности, чтобы узнать о плюсах и минусах подобной реформы. В рамках такой инициативы происходит замена окладного типа вознаграждения за труд (Единая тарифная сетка) на дифференцированный вариант.

Если в случае имеющейся системы заработная плата никак не изменялась под влиянием результативности педагога за какой-то период и ее размер зависел от тарифа, что соответствовал квалификации работника, то, согласно НСОТ, распределением финансов среди сотрудников занимается руководитель единолично. Во время разделения зарплатного фонда он должен руководствоваться качеством, количеством труда каждого подчиненного, поощряя более активных, продуктивных и квалифицированных. Финансы же на подобные выплаты обязаны накапливаться благодаря экономии фондов и увеличения государственного финансирования ориентировочно на ⅓.

Внимание!

Когда объем работы по времени и уровень обязанностей сотрудника не изменился, заработная плата согласно НСОТ обязана быть не ниже, чем в период ее расчета по ЕТС.

Новые правила расчета зарплаты учителям в 2022 — 2023 году в России

 

Кроме увеличения заработной платы, выделенные правительством финансы направили на пилотный проект внедрения нового способа расчета и начисления з/п учителям. Этот эксперимент начался с мая 2022 года, в нем участвуют школы, учреждения дополнительного образования и детские сады в нескольких регионах РФ.

Заработная плата во время этого эксперимента формируется согласно таким правилам:

  1. Ставка. Она имеет зависимость от квалификации педагога, определяется правительством.
  2. Стимулирующие и компенсационные выплаты. Правила назначения и их размер регулируется правительством. Также есть стимулирующие и компенсационные выплаты, что могут назначаться непосредственно региональными властями.

На заметку!

На текущий момент з/п педагогов достигает МРОТ лишь в случае сложения составляющих – и оклада, и прочих выплат. Учителя надеются, что после введения новой системы уже сама ставка станет равна МРОТу, а итоговая зарплата возрастет ориентировочно на 1 «минималку», которая сейчас составляет 15 279 руб.

Как происходит начисление окладов преподавателям

На итоговый размер заработной платы педагога оказывают влияние следующие показатели:

  • стаж – педагогический;
  • объем учебных часов;
  • квалификация;
  • наличие дополнительной нагрузки – классное руководство и прочее;
  • особые заслуги – дипломы, награды, звание и прочее.

Тем не менее, основное, от чего имеет зависимость заработная плата педагога – объем компенсационных выплат. В их перечень включены непосредственные доплаты за:

  • нагрузку;
  • интенсивность труда;
  • категорию;
  • стаж.

На размер заработной платы воздействие оказывают и стимулирующие выплаты. Их объем определяет непосредственно руководство образовательного учреждения, например – Совет школы. Размер стимулирующих выплат способен колебаться в значительной степени. Их рассчитывают на основании:

  • внедрения инновационных технологий в образовательный процесс;
  • качества труда учителя;
  • текущих академических успехов учащихся.

В соответствии с новой методикой, заработная плата педагога обязана иметь следующий вид:

  • оклад – 70% от всей суммы начисления, как минимум;
  • премия – не менее 5% от всей суммы начисления;
  • доплата за непрерывность стажа – в пределах 10-30% от всей суммы начисления;
  • стимулирующие выплаты – 30% от всей суммы начисления, как максимум.

На заметку!

Нововведение также не способно полностью решить проблему, когда отдельные педагоги не находят общего языка с руководством школы и, в итоге, получают меньше. Однако НСОТ, благодаря строгой структуре и определенным правилам начисления, несколько нивелирует это обстоятельство, в отличие от ЕТС.

Повышение зарплат учителям в 2022-2023 годах

В 2022-2023 годах работникам образования можно гарантировано ожидать изменений в размере зарплаты, связанных с инфляцией. Это повышение производят каждый год по коэффициенту предшествующего. Показатель инфляции 2022 г. – 6,8%. Он является ориентиром как для местных, так и для региональных органов власти. Однако эта сумма не будет значительной по причине того, что индексируют лишь оклад – базовую часть заработной платы. Прочие же составляющие могут вырасти только в случае, если такое решение будет утверждено местными органами власти в определенном регионе.

Премьер-министр РФ – М. В. Мишустин – поставил задачу перед Министерствами просвещения, финансов и труда изменить систему оплаты труда учителей. Главное в ней – необходимость разработки унифицированных требований к расчету объема начислений. Сказать точно, когда все это будет воплощено в жизнь, нет. Но, вероятно, уже с 1 сентября 2022 года з/п учителей вырастет. Сейчас же уже известно о тех новациях, которые обязаны быть приняты во внимание в ходе разработки НСОТ. Они следующие:

  1. Оплата труда педагогов, которые работают на 1 ставку, обязана быть не менее 70% от средней заработной платы по региону.
  2. Оклад обязан быть не менее 70% от всей суммы месячной зарплаты.
  3. Перечень и методика расчета стимулирующих выплат обязана стать одинаковой для всех регионов.
  4. Требования будут касаться всех педагогов. Но это не значит, что з/п учителей на Сахалине и в Волгограде станут одинаковыми. Уровень жизни в регионах значительно отличается, поэтому оплата труда будет привязана к этим значениям. Однако непосредственно система начислений обязана быть унитарной, это позволит сделать ее справедливее.

Внимание!

В текущих условиях вряд ли стоит надеяться, что будут воплощены в жизнь «майские» президентские указы от 2012 года – о росте з/п на 200%, так как маловероятно, что ситуация после коронавирусной пандемии и спровоцированного ею финансового кризиса внезапно изменится в лучшую сторону.

Мнение подавляющей части работников образовательной сферы одинаковое – действующую систему оплаты труда надо менять, так как она несправедлива. Главные ее недостатки – нехватка гибкости, прозрачности, невозможность учета разнообразных рабочих моментов. Вносимые изменения и новые варианты взаимодействия с учениками и их родителями, опекунами или представителями увеличивают нагрузку на педагогов, а при ЕТС заработок остается прежним, так как эти моменты сейчас не учитывают при определении размера начислений. А от того, сколько получает учитель и насколько он доволен своей зарплатой, зависит и качество образовательного процесса. Поэтому и НСОТ должна стать тем инструментом, который улучшит текущую ситуацию. Однако, согласно различным опросам, подавляющая часть педагогов настроена пессимистично. Так, очень многие учителя не рассчитывают на существенное повышение оплаты их труда в ближайшее время.

Светлана Фомина
Оцените автора
Информация про Госуслуги
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.